Перейти к содержимому

BCN3D Epsilon & Sigmax. Nissan на волне передовых технологий

Использование на производственных линиях инструментов и приспособлений, напечатанных на 3D-принтере.

На своем заводе в Барселоне автомобильный гигант Nissan полностью полагается на небольшой парк принтеров BCN3D, которые производят около 700 единиц вспомогательных инструментов и фиксирующих приспособлений, используемых на линиях сборки. Также была разработана цифровая библиотека, в которой можно найти спецификацию по каждому изделию. Мы побывали на предприятии, где инженер по внутренней отделке и шасси Энрик Ридао и руководитель по техническому обслуживанию и инженерным системам Карлос Реллан поделились секретами по достижению невероятного уровня экономии временных и материальных ресурсов, сократив длительность процесса с одной недели до одного дня и уменьшив его стоимость в 20 раз.

О компании Nissan может не знать только затворник, живущий в глухом лесу. Без сомнений Nissan является настоящим гигантом автомобильной промышленности. Каждый 10-ый проданный в мире автомобиль был произведен Nissan и компаниями-партнерами Renault и Mitsubishi.

На протяжении своей истории, начиная с 1933 года, компания всегда делала ставку на внедрение инновационных технологий в производство, и теперь настало время, когда 3D-печать также станет частью этого большого и сложного процесса. Команда завода в Барселоне организовала небольшую «ферму» принтеров BCN3D для производства вспомогательных приспособлений и фиксирующих элементов. Мы встретились с командой завода, которая на собственном опыте испытала все преимущества использования новой технологии послойного наложения по сравнению с прежним подходом. Сроки поставок и материальные расходы в случае работы с внешними поставщиками были значительно выше.

Готовая библиотека 3D-инструментов от Nissan

Непрерывное развитие и оптимизация процессов на предприятии Nissan в Барселоне всегда держит работников «в тонусе».  Команда регулярно сталкивается с задачами по изготовлению новых элементов и, как результат, открывает для себя инновационные решения и гибкие технологии, на которые можно положиться.

«Ежегодно мы печатаем в общей сложности около 100 различных моделей фиксирующих элементов и вспомогательных приспособлений для конкретных производственных целей», — говорит Карлос Реллан Мартинез, руководитель по техническому обслуживанию и инженерным системам на предприятии Nissan в промышленной зоне Франка, Барселона. 

Стратегия Nissan служит ярким примером успешной интеграции новых технологий в производство. Чтобы в полной мере ощутить влияние 3D-инструментов и фиксирующих приспособлений на процессы линии сборки, мы составили подробный список из 22 специализированных изделий.

Скачайте полную библиотеку вспомогательных инструментов Nissan, изготовленных на 3D-принтере, и получите доступ к подробной спецификации по каждому элементу, включая информацию об используемом материале, расходах на изготовление, времени печати, способах применения готового изделия и рекомендациях по оптимизации внутренних производственных процессов с помощью технологии 3D-печати. Узнайте больше о том, какие преимущества скрывает в себе использование кастомизированных инструментов на вашем производстве.

До печати

До внедрения 3D-печати в производственные процессы для изготовления прототипов и специализированных фиксирующих приспособлений даже в случае мелких корректировок в изделиях Nissan привлекал внешних подрядчиков, работающих по традиционным технологиям.

Для производственной линии подобная схема взаимодействия приводила к двум последствиям: Потеря времени и средств Кроме того, внешние поставщики нередко оказываются недостаточно надёжными, а внутренние процессы из-за постоянной зависимости от третьей стороны перестают быть гибкими.

Так, весь процесс, начиная от проектирования, детализации, и заканчивая изготовлением у стороннего поставщика занимает около недели, в то время как при собственном производстве команда способна поставить готовое изделие за один день.

В материальном соотношении производство изделий с помощью станков с ЧПУ обойдётся в 20 раз дороже чем, 3D-печать.

«Низкие производственные расходы и сохранение быстрого времени доставки позволяют увеличивать добавленную стоимость конечных изделий. Инвестиции окупились достаточно быстро», — утверждает Энрик Ридао, инженер по внутренней отделке и шасси на предприятии Nissan в промышленной зоне Франка, Барселона.

“В 2014 году, когда мы планировали напечатать наш первый технически несложный инструмент, мы получили предложение от подрядчика изготовить данный элемент на станке за 400 евро. Вместо этого мы сделали его самостоятельно на территории предприятия, а после печати трёх экземпляров инструмента принтер уже окупился», — говорит Энрик Ридао, инженер по внутренней отделке и шасси на предприятии Nissan в промышленной зоне Франка, Барселона.

Взяли дело в свои руки

Стремление Nissan к инновациям привело к созданию программы для 3D-печати Observers 4.0 для всех цехов предприятия Nissan в Барселоне. В 2014 г. команда решила ещё больше погрузиться в процесс 3D-печати и впервые приняла участие в воркшопе RepRapBCN, позже известном как BCN3D.

«Целью было не только познакомить Nissan с данной технологией, но и с её помощью расширить возможности специалистов компании», — признается Карлос Реллан Мартинез, руководитель по техническому обслуживанию и инженерным системам на предприятии Nissan в промышленной зоне Франка, Барселона.

Увидев возможности девайсов BCN3D, Nissan приобрели принтер Sigmax, а позже расширились до небольшого «парка» принтеров. Проектирование для 3D-печати оказалось достаточно простым, а система независимой двойной экструзии (IDEX) позволила команде работать в два раза быстрее, значительно увеличивая продуктивность. Корме того, надёжность самих устройств печати внушает уверенность в конечном результате.

«Степень надёжности выше всяких похвал», — заявляет Карлос Реллан Мартинез, руководитель по техническому обслуживанию и инженерным системам на предприятии Nissan в промышленной зоне Франка, Барселона.


Ассортимент готовых 3D-изделий

Рассмотрим подробно 3 изделия, инструкции к которым доступны для скачивания:


Этот вспомогательный элемент позволяет центровать положение лобового стекла, регулируя расстояние от него до передней стойки. Устройство, прикреплённое к одной стороне кузова, также позволяет фиксировать расположение элемента на другой стороне, повышая точность работы и ускоряя весь процесс сборки. Данный элемент размером100x120x80мм был напечатан в высокопрочном материале TPU за 14 часов с общей стоимостью 8 евро.


Данное изделие размером 1000x400x15мм состоит из 5 скреплённых между собой частей и является самым крупным 3D-печатным элементом на производстве Nissan. Печать каждой из частей инструмента позиционирования отверстий для сверления в среднем заняла 15 часов, выполнялась в специальном материале ABS и стоила 21,50 евро. Элемент позволяет определить точки сверления, сохраняя систематический подход при сборке каждого автомобиля и значительно облегчает работу оператора на линии. Изделие также снабжено втулками, препятствующими повреждению пластика и продлевающими общий срок эксплуатации.

Приспособление ниже выполняет две функции: позиционирование и фиксация лейбла с наименованием модели автомобиля на задней части кузова. Используя это изделие, оператор всегда корректно разместит символы на корпусе авто. Форма элемента позволяет быстро и легко нанести текст, а два датчика, расположенных между задней стенкой кузова и дверью багажника обеспечат надёжное крепление в необходимом положении. Точность фиксации достигается за счёт использования неодимового магнита внутри изделия размером 300×80×3мм, плотно фиксирующего трафарет на металлическом корпусе авто. Благодаря ультрафиолетовой светодиодной ленте в нижней части изделия нанесённый на буквы клей быстро затвердевает, «приваривая» их к кузову. Этот трафарет печатается в материале ABS за 12 часов и удивляет своей стоимостью всего в 3,45 евро.


На предприятии Nissan для печати используется преимущественно пластик разных видов, однако недавно компания запустила испытания по работе с металлами, продолжая следовать своей стратегии по непрерывному развитию.

Команда Nissan на предприятии в Барселоне отличается своей динамичностью и способностью собрать несколько разных моделей автомобиля на одном производстве. Время, потраченное на освоение 3D-печати, позже было компенсировано за счёт преимуществ инновационной технологии, успешно внедрённой в производственный процесс. Профессиональные инструменты и изделия для решения конкретных задач производства не только снижают временные и материальные затраты, но и улучшают эргономику рабочих станций и работоспособность сотрудников предприятия, подтверждая стремления Nissan к новаторству и высокий уровень развития процесса 3D-печати. Соответствие строгим стандартам качества Nissan и их доверие — отличный пример положительного отзыва о наших принтерах. Экономия времени и средств благодаря 3D-печати — реальность для любого производства, готового «изменить своё мышление»!

Предыдущая статья Напечатанные индивидуальные хирургические шаблоны для удаления амелобластомы и коррекции варусной деформации